Мсье Лагерфельд, езжайте-ка домой!

В Россию больше всего европейской модной одежды ввозят из Италии и Германии. Причем раньше немцы несколько проигрывали предпринимателям из Апеннин. Но после череды экономических кризисов наш покупатель стал намного более избирательным и теперь тщательно смотрит на то, чтобы цена одежды соответствовала ее качеству.

Это как раз очень на руку немецким предпринимателям, ведь в Германии «за понты» покупатели переплачивать не привыкли. Поэтому на данный момент Россия – пятый по объему покупатель продукции немецкой легкой промышленности.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, продажи немецкой одежды явно пошли вверх и на сегодняшний день уже превысили уровень до кризиса 2008 года. Ежегодно жители нашего государства покупают немецкой одежды на сумму более 2 миллиардов евро.

Пошить в Азии или пошить одежду качественно в Германии?

В Германии предприятия легкой промышленности чувствуют себя довольно хорошо, хотя в связи с развитием рынка азиатских товаров и постепенной отменой пошлин согласно недавно принятым законодательным актам Европейского Союза данная отрасль понесла значительные потери.

И это не удивительно, ведь намного дешевле завозить в Германию импортную обувь, одежду и ткани из таких стран как Китай, Вьетнам и Беларусь, нежели производить их самостоятельно и продавать по драконовским ценам.

Немцы потихоньку приспосабливаются к такому положению вещей и на сегодняшний день только 20 % одежды, которой торгуют в Германии, шьется на ее территории.

Остальная часть производится во Вьетнаме, в Таиланде и Китае. Но в последнее время зарплаты рабочих в этих странах значительно выросли, что делает пошив одежды для жителей ФРГ за рубежом все менее и менее привлекательным.

Немецкая одежда

Проблем у производителей немецкой одежды с каждым днем не убавляется. Постоянно растут цены на сырьевую продукцию, энергоносители и рабочую силу. Приходится искать баланс между повышением цены и уменьшением качества производимого товара.

Покупатели сегодня более требовательны. Они хотят хорошую одежду, которую смогут носить достаточно долго. Предприниматели должны быть готовы к тому, что, однажды продав костюм, покупатель может не прийти к ним снова в ближайшие 3-4 года.

«Впаривать» ненужные вещи с каждым годом становится все сложнее. Дело тут то ли в плачевном финансовом положении, в котором оказались некоторые европейские потребители (что маловероятно), то ли в том, что они, наконец, немного поумнели.

Кроме того, страна, где была пошита одежда, также имеет теперь большое значение. Хотя Германия старается изготавливать свою продукцию в других странах по таким же стандартам, как и в Европе, на человеческий фактор немцам повлиять пока что очень трудно.

В выигрыше сегодня часто оказываются предприятия, которые не захотели или сочли ненужным переносить свои производственные мощности в государства с более дешевой рабочей силой.

Еще несколько лет назад это сочли бы непростительной ошибкой, но сейчас такие ленивые предприниматели могут только сказать сами себе «спасибо». Европейцы все чаще смотрят на бирки, где указана страна, где была произведена одежда. Товар из Китая и Турции, например, у них в значительно меньшем почете, чем аналогичный немецкий.

Немецкая одежда - лучше всех

Немецкая одежда всегда славилась добротным качеством, элегантным, консервативным и сдержанным дизайном. Понятие «жертва моды» здесь бы не возникло никогда. Один из корифеев фэшн-индустрии Германии Ханс Фридрикс сказал однажды, что немцы не создают моду, а просто одевают мужчин и женщин.

И действительно, производимую в этой стране одежду в каком-то смысле можно назвать вневременной, ведь она всегда балансирует между новейшими трендами и традициями. Поэтому изготовление одежды в Германии тяжело назвать искусством – скорее это отточенное до мастерства ремесло.

Самого понятия «легкая промышленность» в ФРГ не существует. Такого словосочетания в немецком языке вы не найдете. Вместо этого в Германии вас попросят называть вещи своими именами: швейная, текстильная и обувная отрасль экономики.

И действительно, ведь эти производственные сегменты совершенно разные. Как же можно объединять их одним термином?

Примечательно, что в Германии нет ни одного модного дома под стать «Chanel», «Gucci» или «Prada». Это несмотря на то, что человек-легенда Карл Лагерфельд родился именно в этой стране (хотя ныне и продвигает бренд соседнего с ФРГ государства). Но они этой стране и не нужны, ведь немцы зарабатывают куда большие деньги совсем на другом.

Конвейерная одежда премиум-сегмента пользуется огромной популярностью в той же Италии, Франции, Великобритании и Швейцарии. В отличие от своих европейских конкурентов, создание одежды начинается не с карандаша и бумаги, а с тщательного подбора материала.

Все вещи подолгу подгоняются под манекена, так что на покупателе они будут сидеть превосходно. Бумажные выкройки можно добавить уже потом – это не настолько важно. Зато в результате всегда получается суперпрактичная и полностью завершенная одежда, которая придется по вкусу абсолютно всем.

Сейчас Германия специализируется на узких нишах данного сегмента рынка товаров, включая производство технического текстиля и других подобных материалов, а также производит одежду «из реторты», то есть изготовленную из синтетических материалов.

При этом почти все предприятия легкой промышленности в данной стране относятся к малому и среднему бизнесу. «На плаву» они держатся в большой степени благодаря поддержке, а в некоторых случаях и дотациям государства, которое регулярно организовывает ярмарки, деловые встречи с делегациями предприятий других стран.

Одежда берлинского дизайнера Бобби Колада

На фото – работа берлинского дизайнера Бобби Колада (Bobby Kolade). В работе он, как и многие другие модельеры из ФРГ, предпочитает использовать исключительно экологические материалы.

Одежда выполнена из коры африканской смоковницы, поскольку немецкий творец нигерийского происхождения не употребляет мясо в пищу и с большим состраданием относится к животным.

Берлин можно назвать столицей моды в Германии. Одежда, произведенная в данной стране, часто становится ходовым товаром именно благодаря блестящему труду дизайнеров. Но в ФРГ творцам модных нарядов приходится непросто.

Жесткая конкуренция (ведь берлинские дизайнерские школы выпускают ежегодно по 200 молодых специалистов) не дает модельерам расслабиться ни на минуту. Кроме того, высокая стоимость тканей и других материалов порождает необходимость иметь немаленький стартовый капитал для эффективного начала бизнеса в мире высокой моды.

Более того, немецкая фешн-индустрия всегда славилась своей любовью к экспериментам. Для созидателей-авангардистов это лучшее место для труда на планете. Тем не менее, именно по этой причине Armani и Gucci свои показы в Берлине на данный момент не проводят.

Безусловно, немецкие дизайнеры шьют превосходную одежду для звезд мирового шоу-бизнеса, владеют прибыльными брендами и успешно продают свои коллекции за рубеж, в частности, в Россию. Но обойти Париж и другие «модные» европейские города столице Германии в ближайшем будущем вряд ли удастся.

Немцы одевают спортсменов

Говоря о производстве одежды и обуви, невозможно не упомянуть о компаниях Adidas и Puma, безусловно, самых узнаваемых немецких брендах, работающих в сфере легкой промышленности. Компании, являющиеся непримиримыми соперниками, еще в середине ХХ века были единым целым.

Все началось с того, что в начале 1920х двое братьев – Адольф и Рудольф Дасслеры – организовали производство обуви из списанной военной одежды, а также автомобильных покрышек, которые использовали для производства подошв. Так в июле 1924 года была открыта «Обувная фабрика братьев Дасслер».

В 30х годах семейный бизнес достиг больших высот, однако после окончания Второй мировой войны им пришлось начинать фактически с нуля. После ссоры братьев в 1948 году их пути разошлись, и старший Рудольф основал компанию Puma, а Адольф – Adidas.

Спортивная одежда «Пума»

Кто шьет спортивную одежду лучше «Пумы» или делает это хотя бы так же хорошо? Ну, разве что «Adidas». Модный гигант производит костюмы для гонщиков «Формулы 1» и «NASCAR», одевает сборную Италии по футболу, а также был спонсором Мундиаля 2006 года.

Эта компания – невиданный экспериментатор. «Puma» недавно подписала контракты с BMW, Ducatti и Ferrari на совместное производство обуви. Новая продукция так и называется теперь: Puma-Ducatti, Puma-BMW и Puma-Ferrari.

Для бразильского футбольного клуба «Гремио» компания изготовит экспериментаторскую форму, произведенную с помощью новой технологии лазерной сварки швов.

А вообще этот бренд по праву можно считать сугубо футбольным, если вспомнить, что у «Пумы» регулярно одевались Диего Марадонна, Эйсебио, Пеле, Джанлуиджи Буффон, Тьери Анри и Лоттар Маттеус.

Курировать креативное направление корпорации в 2014 году пригласили саму певицу Рианну. Теперь у «Пумы» дела точно должны пойти вверх.

Но к успеху компания «Puma» идет весьма сомнительным путем. Причина миллиардных прибылей корпорации заключается в узнаваемости бренда, а также низкой себестоимости производимой продукции.

Фабрики «Пумы» расположены в Китае, Турции, Индонезии и Сальвадоре. На них тяжело трудятся сотни рабочих, вкалывая за копейки более десяти часов в сутки. В результате одежду «Пума» делает быстро, качественно и дешево, но часто за счет жестокой эксплуатации жителей бедных стран.

Вряд ли винить в таком подходе к зарабатыванию денег можно только «Пуму» - так работают все без исключения игроки данного сегмента рынка. Если шить одежду в Германии, то она будет стоить на порядок дороже, и даже сами немцы наверняка предпочтут ей тогда продукцию китайского производителя.

Более того, к данной компании претензий у международных организаций по охране труда меньше всего – относиться к своим рабочим в Германии всегда старались как можно лучше, независимо от того, в какой части земного шара они трудятся.

По прибыли в 2013 году в индустрии спорттоваров Adidas уступал только мировому лидеру Nike, заработав 19,95 млрд. долл. США. У Puma успехи поскромнее, в 2013 году они заработали 4,38 млрд. долл. США и кроме упомянутых выше Adidas и Nike пропустили вперед американскую VF Corporation.

Для Adidas Западная Европа остается самым большим рынком, на котором продается треть продукции компании. Еще 18% приходится на Северную Америку и 16% - на Китай. Спортивные товары, производимые обеими компаниями, остаются наиболее популярными у немцев: 17% у Adidas и 7% у Puma.

Под натиском общественности оба бренда совсем недавно помирились. Сотрудники обеих компаний провели товарищеский футбольный матч, после которого обменялись рукопожатиями. Топ-менеджер «Adidas» во время игры находился на позиции атакующего форварда, а Йохен Цайтс – директор «Пумы» - стоял в воротах.

Дуэль закончилась с результатом 5 – 7, в которой победили игроки компании, основанной Адольфом Дасслером. Кроме этого, обе корпорации сообщили, что отныне провозглашают перемирие и будут взаимодействовать и развиваться в дальнейшем на основании взаимоуважения и честной конкуренции.

Примечательно, что штаб-квартиры обеих компаний находятся в немецком городе Херцогенаурах. Его жители также ранее разделились и патриотично сопереживали то одному, то другому бренду.

Наконец, после вышеописанной футбольной игры противостояние между капиталом и людьми закончилось. Горожане снова могут сообща пить пиво, забыв о прежней вражде, а акции «Адидаса» и «Пумы» после данного искусного pr-хода существенно подорожали.

Магазин одежды «Adidas»

На фото изображена витрина магазина одежды «Adidas», расположенного в Национальном столичном регионе Филиппин в Маниле. Эту компанию характеризует креативный и стильный подход ко всему, начиная с пошива кроссовок и заканчивая индивидуальным дизайном каждого из своих шопов.

«Adidas» - крупнейшая корпорация по производству спортивной обуви и одежды в Европе и вторая в мире. Да, американский «Nike» обогнать у флагмана немецкой легкой промышленности пока еще не получилось.

В структуру «Адидаса» входят компании «Reebok», «Rockport» и «TaylorMade-Adidas», которая специализируется на производстве товаров для гольфа. Помимо всего прочего, около 9 % акций корпорации принадлежит футбольному клубу «Бавария» из Мюнхена.

В России данная одежда намного популярнее остальных аналогичных брендов. Дело в том, что свой офис «Adidas» открыла здесь еще в 1979 году и активно продавала продукцию в Советском Союзе. Поэтому среди наших звезд поддержка «Адидаса» просто неимоверная.

В кроссовках от данного бренда в свое время играли Лев Яшин, Вера Звонарева, Марат Сафин и Валерий Борзов. Кроме того, по количеству ввозимых в РФ китайских подделок этих спортивных товаров компания не имеет себе равных.

Поддерживают «Adidas» и музыканты. Нью-метал группа «KoRn» в свое время даже записала песню под названием «A.D.I.D.A.S.», которая вышла во втором альбоме «Life is Peachy». Это самый популярный сингл ребят из Калифорнии, который как раз и сделал их всемирно известными.

После такого успеха музыкальный стиль, в котором играет группа, стали величать «Adidas-рок». Кроме того, фронтмен «KoRn» на протяжении нескольких последующих лет выходил на концерты только в одежде «Adidas».

Главное – талант и светлая голова

Легкая промышленность Германии – это преимущественно малые и средние предприятия. Доля большого бизнеса в этом секторе экономики составляет лишь 2 %. Всего в Бундесрепублик в данной отрасли заняты 130 тысяч человек, а за ее пределами и того больше – около 270 тысяч.

Для того, чтобы реализоваться на этом рынке, не обязательно иметь огромный стартовый капитал или много лет трудиться «на дядю» - достаточно просто быть гением в своем деле и очень любить свою работу. Разумеется, придется также выдержать огромную конкуренцию со стороны своих коллег по цеху, но для мастеров своего дела это никогда не было препятствием.

Да и государство активно помогает энергичным молодым предпринимателям: оплачивает участие в ярмарках и выставках, в том числе и за рубежом, а также инвестирует много денег в научные исследования.

В тандеме с невероятно инновационной химической промышленностью, творцы немецкой одежды сегодня чувствуют себя очень уверенно. Для создания собственного бизнеса по производству одежды, текстиля или обуви Германия – идеальная страна.

Здесь в первую очередь важны талант, упорство и наличие предпринимательской жилки. А благодатное пространство в этом государстве будет вам всячески способствовать в этом начинании.

Читайте также:

Экономика Германии

Лучший рождественский маршрут по Германии

Выигрышное мотивационное письмо в немецкий университет: секреты составления

Типичный немец: немецкий характер и немецкие традиции

Страна возможностей: Германия для молодежи

Как преодолеть языковой барьер?