Made in Germany:
об экономике Германии - кормилицы Европы

Экономика Германии: микрочип

Около 15 лет назад эта страна первой внедрила евро – единую валюту, которой на сегодняшний день пользуется большинство европейских государств. Кроме того, Германия – главный кит, на котором держится вся экономика Европейского Союза. Немцы – лучшие в машиностроении и «зеленых технологиях».

В этой стране работа найдется всем, а социальное обеспечение находится на таком высоком уровне, что жаловаться на судьбу рядовому наемному работнику ФРГ просто неприлично.

Государство, пережившее две мировые войны, выплату репараций, раскол на восточную и западную части, череду экономических кризисов, ныне считается мощнейшей экономикой Европы и четвертой страной в мире по объему ВВП. Это едва ли не самая стабильная, надежная и конкурентоспособная экономика на планете.

По объему экспорта она третья в мире, а около 70 % ВВП страны генерируется за счет сферы услуг. Кроме того, Германия – лидер по производству солнечных батарей и ветрогенераторов. Более 99 % компаний этого государства принадлежит малому и среднему бизнесу или так называемым «Mittelstand», от которых в буквальном смысле зависит все благосостояние жителей этой страны.

Экономика Германии: Mittelstand – малый и средний бизнес

Под словом «Mittelstand» подразумевают предприятия малого и среднего бизнеса, ведущие деятельность на территории германоязычных стран, в частности в Германии, Австрии и Швейцарии. Это – костяк всей немецкой экономики.

Традиционно общество в данной категории государств делилось на аристократов, буржуа (или Mittelstand), а также крестьян. Торговцы и предприниматели у немцев в большом почете, ведь именно они создают рабочие места, платят зарплату и налоги.

Данный термин употребляется в двух значениях. Во-первых, это сборное понятие, охватывающее малый и средний бизнес (предприятие классифицируется как «малое», «большое» или «среднее» в зависимости от денежного оборота и количества работников).

Согласно второму пониманию этого термина, Mittelstand составляют предприятия семейного бизнеса. Предприятия Mittelstand узкоспециализированы и занимают очень узкую производственную нишу. Благодаря этому они могут создавать уникальный продукт, аналогов которому часто нет не только в Германии, но и во всем мире.

В Mittelstand трудятся высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые работники. Они лишний раз доказывают, что для достижения успеха и высокого положения в обществе необязательно идти работать в крупные транснациональные корпорации.

В Германии для того, чтобы найти свое место под солнцем, достаточно просто делать свою работу хорошо.

Каким образом Германии, находящейся в самом центре неспокойной Европы и обделенной природными ресурсами, удается уже которое десятилетие подряд добиваться таких головокружительных успехов и удерживать пальму финансового первенства?

Секрет до боли простой, и заключается он в людях. Немцы знают толк в деньгах, умеют хорошо трудиться и много зарабатывать, а также эффективно распоряжаться финансами.

Вовсе недаром самые надежные в мире банки находятся на территории немецкоязычных стран – ведь уравновешенные и расчетливые банкиры вряд ли станут совершать необдуманные и рискованные действия, направленные на получение сиюминутной прибыли в ущерб стабильности.

Как авторитетно заявляют работники швейцарских и немецких банков, кризис 2008 года был бы невозможен, находись американские финансовые учреждения под «чутким диктаторским руководством» европейцев.

Как деловые партнеры немцы внушают доверие абсолютно всем. Предприниматели из других стран знают, что для представителей бизнес-культуры Германии недопустимо опоздать на встречу, сорвать договоренность или сделать что-либо некачественно.

Кроме того, покупателям во всем мире известно, что товары с надписью «Made in Germany» всегда лучшие из лучших.

Экономика Германии: Made in Germany

Недавно «Deutsche Post» выпустила памятную почтовую марку в связи с празднованием столетия знаменитой на весь мир маркировки продукции, произведенной в Германии.

Примечательно, что фразу «Made in Germany» впервые начали наносить на немецкие товары, причем делали это не сами немцы, а их на тот момент стратегические конкуренты – британцы.

В конце ХIX века, когда индустриализация в Европе шла полным ходом, страны Старого Света всячески пытались защитить свой рынок от нашествия импортной продукции.

Вместо того, чтобы просто улучшить качество своих товаров, как это обычно делают немцы, они начали наносить всем ныне известную маркировку на все, что было произведено в Германии, дабы британцы поддерживали национального производителя и бойкотировали товары потенциального военного противника.

С этой целью в Великобритании в 1887 году даже был принят специальный закон. Тем не менее, данная мера спровоцировала обратный эффект. Марка «Made in Germany» из меры предостережения превратилась в превосходнейшую рекламу для немецких товаров и услуг.

Дело дошло до того, что в 2011 году управляющий компании «Porsche» господин Маттиас Мюллер сообщил о том, что машины этого производителя и дальше будут гордо разъезжать по всему миру, помеченные данной легендарной маркировкой.

Именно по этой причине Германия намного богаче и экономически мощнее остальных европейских стран. Ведь каждый немец с детства усваивает прописную истину, что для хорошей жизни нужно стараться как можно лучше работать. Для жителей Германии «делать дела хорошо» сродни национальной корпоративной культуре.

Пример аналогичной нации, проживающей на противоположном конце планеты – японцы. Из-за обилия природных катаклизмов и скудности природных ресурсов жители этой крохотной страны поняли: расслабляться им ни в коем случае нельзя.

В результате Япония на сегодняшний день – вторая экономика мира, которая превосходно себя чувствует и явно не собирается сдавать лидерские позиции.

Экономика Германии: автомобиль Карла Бенца

На фото изображена точная копия Motorwagen или «тележки с мотором», построенной Карлом Бенцом в 1885 году, которая и стала предком современного автомобиля.

Примечательно, что первые авто появились как раз в Германии. Независимо друг от друга во второй половине ХIX века уже упомянутый выше Карл Бенц и Николас Отто придумали двигатель внутреннего сгорания.

Новоиспеченное средство передвижения стремительно набирало популярность, и уже к началу прошлого столетия Германия выпускала около 900 автомобилей в год.

Гении конструкторской мысли Готлиб Даймлер и Карл Бенц объединили свои усилия и начали производить машины под брендом «Мерседес-Бенц» в 1926 году. А через 2 года активно завоевывать все более разрастающийся рынок автомобилей принялась и компания BMW.

Для экономики Германии характерны наличие превосходно развитой инфраструктуры, а также квалифицированной рабочей силы.

В отличие от Объединенных Арабских Эмиратов, где золото (правда, черного цвета) находится прямо под ногами, и его добыча не составляет особого труда, немцам успеха пришлось добиваться потом и кровью – вот почему производственной базе в этой стране уделяется такое большое внимание.

Опора немецкой экономики – диверсифицированное машиностроение. Помимо огромного количества производимых автомобилей, которыми Германия славится на весь мир, жители ФРГ также производят превосходные станки и оборудование для предприятий, электротехнику, вычислительную технику, краны, мосты, оборудование для металлургических заводов.

При этом 83 % предприятий, занятых в этой отрасли, как раз относятся к описанным выше Mittelstand, на каждом из которых работает менее 200 человек.

Около 70 % производимой машиностроительной продукции Германия экспортирует. Всего на долю этой страны приходится более 20 % объема всех производимых в мире товаров машиностроения.

Читайте также:

Страна возможностей: Германия для молодежи

Как улучшить свое произношение в немецком

Кино и немцы: о кинематографе в Германии

Модельер и фотограф Карл Лагерфельд

Немецкое пиво

Обучение в Германии: впечатления и советы