Немецкая музыка: Roll Over Beethoven

Поговаривают,
что итальянец играет ради любви,
француз музицирует для общества,
а немец музыкой занимается как наукой.

Рихард Вагнер

Немецкая музыка

О музыке надо говорить либо хорошо, либо не говорить вообще. Почему? Да потому что она, как вещали когда-то китайцы, создает пространство, в котором живут наши души. Плохой музыки не существует – просто вы неправильно слушаете.

В тибетском буддизме призывают воспринимать каждый звук так, как мантру. Тогда и проблем у человека станет гораздо меньше. Ведь он не будет раздражаться по поводу того, какую ерунду крутят по радио, и что хорошие исполнители вообще перевелись. Как всегда – во всем виноваты не окружающие, а лишь наше ущербное восприятие.

Немецкая музыка – музыка со всего мира

Немцы прекрасно понимали данную непреложную истину. И, в отличие от своих соседей – итальянцев и французов, которые сопротивлялись до последнего и не хотели слушать ничего другого, кроме своей народной музыки, жители Германии обогащали свою культуру совершенно разными звуками, которые доносились до них из всех доступных им в разное время уголков мира.

Что мы имеем в итоге? На сегодняшний день немецкий музыкальный рынок считается самым большим и перспективным в Европе. В то время как на остальную часть континентальной Европы успешно экспортируют второсортный коммерческий продукт из США.

Немцы и музыка

Это не значит, что немцы слушают всю музыку без разбора. Они по-настоящему знают толк в этом искусстве. Профессиональных музыкантов в Германии около 800 тысяч. Это примерно 1 % населения страны.

Спросите у кого-то из них, что такое хороший вкус в музыке? И он наверняка вам ответит, что это способность видеть в ней больше красоты, чем все остальные, и наслаждаться ею как можно более полно. А это доступно далеко не всем людям и нациям.

С хорошим вкусом можно родиться или же постоянно работать над его развитием. Тогда музыка будет не просто мгновенно удовлетворять страсть человека, как это, например, делает картошка фри или «Биг-Мак» в «МакДональдсе», а сможет подарить человеку куда больше счастья.

Немецкий музыкант – это профессия

Немцы занимались музыкальным делом очень серьезно на протяжении многих сотен лет. Причем, в отличие от остальных европейских стран, это ремесло в Германии оставалось девственным и неиспорченным деньгами до самого последнего момента.

Вот представьте себе такую ситуацию. В Италии в каком-то маленьком провинциальном городке или даже селе появился на свет человек с очень сильным и в то же время мелодичным голосом. Прямо какой-то средневековый Робертино Лоретти.

Слава о нем будет быстро распространяться за пределы родного населенного пункта и очень скоро дойдет либо до столичного градоначальника, либо аж до самого Папы Римского.

И тут молодым дарованием быстро займутся профессионалы и сделают богатой знаменитостью. То же самое происходило в Испании, Франции и даже в Англии и Шотландии. Звездой национального пошиба там мог стать буквально каждый.

В Германии было все совершенно по-другому. Единой централизованной страны на этих землях не существовало очень долго. Регионы не были настолько связаны друг с другом, как в остальных государствах.

Поэтому немецкие музыканты часто оставались маленькими провинциальными звездами. Они либо играли на улицах за чисто символическую плату, либо занимались музыкой как хобби в свободное время.

Немецкий музыкант

Зато такая музыка была самой честной и интимной. Ведь немец играл исключительно ради собственного удовольствия, а также для того, чтобы доставить радость окружающим его близким людям.

Он не был озабочен деньгами и славой, ему не нужно было «звучать» определенным образом, чтобы какая-то маститая звукозаписывающая компания подписала с ним выгодный контракт.

Когда искусством человек занимается только ради искусства, а не для приобретения материальных благ, результаты его деятельности всегда будут самыми ценными. Что и говорить – в данном случае немецкие музыканты могут дать фору всем остальным европейским коллегам по цеху.

Профессионально на территории современной Германии этим делом начали заниматься еще в XII веке. Миннезингеры были бродячими музыкантами, которые путешествовали по всей территории Германии с концертами.

Ремесло это считалось очень почетным. «Любовными поэтами» становились выходцы из хороших аристократических семей. Они сами сочиняли и пели песни. В текстах не было ни политики, ни острых социальных тем. Миннезингеры пели лишь о том, что мило сердцу человека – о любви.

Немецкая музыка: миннезингеры

На смену им вскоре пришли мейстерзингеры. Это были члены специальных музыкальных гильдий, чуть ниже по социальному статусу, чем миннезингеры.

Очень много купцов занимались попутно и этим делом. Они были мастерами на все руки: играли на нескольких инструментах, пели народные песни, сочиняли свои и даже переделывали или дописывали чужие. В XV веке было уже 8 школ мейстерзингеров, которые основывались в больших немецких городах вокруг какого-то известного мастера.

Маэстро-креативщик

Одна из них, располагавшаяся в Нюрнберге, сыскала себе большую славу не только по всей Германии, но и далеко за ее пределами. Возглавлял ее легендарный мейстерзингер Ганс Сакс. У этого человека было сразу два ремесла, которыми он мастерски овладел: пение и пошив обуви. Одно другому, в принципе, не мешало.

Изготавливая очередную пару ботинок, Сакс мог петь, сколько душа пожелает. К радости себе и своим подмастерьям. Но, к счастью для людей всего мира, он решил жить по-другому, полностью посвятив свою жизнь музыке.

Творчество – это главное, а карьера, деньги и даже семья для человека искусства всегда должны идти на втором плане. Это и было его жизненным кредо. За свою жизнь Ганс Сакс сочинил более 6000 произведений.

Цифра невероятная даже для создателей электронной музыки, которые, как известно, могут штамповать треки тысячами. При этом, как и положено было настоящему мейстерзингеру, в каждую свою песню он вкладывал душу и делал ее максимально искренней.

Немецкая группа «Крафтверк»

Это не персонажи фильма «Стартрек» - ни в коем случае. За синтезаторами дает концерт немецкая «фантастическая четверка» электронно-вычислительных мужчин - группа «Крафтверк».

Очень много интересных вещей в искусстве сделали немцы, но о том, что они будут в авангарде мировой электронной музыки на заре ее возникновения, вряд ли кто-нибудь в то время мог подумать. А зря.

Известность эта группа получила как раз за свои ранние авангардные и краут-роковые композиции. Они поначалу даже не были электронными. Просто немцы, а также люди из других стран слушали их пластинки и удивлялись, как до такого вообще можно додуматься?

Поначалу «Kraftwerk» пели только на немецком. Но когда их сингл «Das Model» начал греметь в эфире радиостанций всего мира, ребята поняли – песни надо переводить на английский. И не для того, чтобы срубить побольше денег. Просто хотелось, чтобы люди в других странах тоже могли понять, о чем же поет эта прекрасная четверка.

Сейчас этот коллектив стал хрестоматийным. Ведь когда говорят о хорошей и качественной музыке, то называют имена Шуберт, Бетховен, Брамс и… «Крафтверк».

А кто сказал, что их музыка менее серьезная? Просто выполнена она на более серьезных инструментах. Представляете, как бы обрадовался Бах, если бы ему дали возможность сыграть свою любимую «Шутку» на модном синтезаторе? Заворот мозгов этому прекрасному композитору был бы обеспечен.

Добрая, но не старая немецкая классика

Начиная с ХVI века наступает пора немецкой классической музыки. Длилась она целых четыре века и самым непосредственным образом повлияла на развитие этого вида искусства во всем мире в дальнейшем. Не верите? А вы вслушайтесь повнимательнее в композиции того времени, и наверняка найдете много общих с ними мотивов в мелодиях современных рок-музыкантов.

Если бы в свое время не появился на свет Иоганн Себастьян Бах, не было бы ни «Битлз», ни «Роллинг Стоунз», ни Элвиса Пресли, ни, в конце концов, «Red Hot Chilly Peppers», «Oasis» или «Muse».

Как говорил в свое время Пол Маккартни, многие произведения Баха – это в чистейшем виде рок-н-ролл. Разве что ударных и электрогитар ему в то время не хватало, чтобы «развернуться» как следует. Шуберт, Гайдн, Бетховен и Брамс действительно опередили свое время сразу на несколько веков вперед.

То, что случилось в 60х годах ХХ века, когда вся музыка внезапно перевернулась с ног на голову и стала в десятки раз богаче и разнообразнее, напрямую можно связывать с трудом этих великих немцев. Без них британцы корпели бы над нотными станами еще как минимум несколько десятилетий.

Английский? А зачем?

В двадцатом веке, правда, немецкая музыка сравнительно не часто попадала в международные хит-парады. Причина этого очень проста: музыканты в Германии не очень стремились петь по-английски. Их с большим удовольствием слушала и боготворила местная публика. Зачем в таком случае стремиться к международной популярности?

В первой половине прошлого столетия наиболее популярным музыкальным жанром в этой стране был шлягер. Это модная и хорошо запоминающаяся песня, которая поется на немецком языке. Данное слово очень скоро закрепилось в словарном запасе меломанов в большинстве стран мира. Но только за пределами Германии эти песни слушали крайне редко.

Простые немецкие песни о любви

Каждое десятилетие порождало совершенно новых звезд шлягера. Петер Александер, Мариа Рекк, Удо Юргенс и Марлен Дитрих пели душевные и простые песни о любви. В них также могло быть немного ностальгии по былым временам и чуть-чуть иронии. Но только немного, иначе шлягер начинал пародировать сам себя.

Немецкая певица Елена Фишер

Елена Фишер по праву считается одной из звезд современной немецкой эстрады, воскресивших шлягер. Уроженка Калининграда уже продала более шести миллионов альбомов. И хотя ее концерты активно посещает молодежь, все же основная аудитория певицы – это старшее поколение. Сама Елена не скрывает, что самый заядлый ее фанат – это собственная бабушка.

В пятидесятые годы прошлого века любимой туристической Меккой для немцев была Италия. Это не замедлило сказаться и на популярной музыке этой страны. Немецкие певцы взяли на вооружение все самые модные мелодии, которые крутились на Апеннинском полуострове, и придумали к ним немецкие слова. Получилось очень экзотично. Да так, что за рубежом такое творчество оценить по достоинству не смогли.

Еще через 10 лет в Германию начали массово приезжать на заработки из Греции. Новые работнички с большим удовольствием воспевали теплое солнце Эллады и прекрасное туземное вино.

А в начале восьмидесятых годов во времена популяризации идей разоружения и пацифизма девочка совсем еще школьного возраста по имени Николь спела песенку под названием «Немножко мира» и победила с ней на «Евровидении».

По немецким шлягерам можно спокойно изучать историю того времени, в котором они исполнялись. В них как на картине отображается то, чем жил социум в определенный период.

Что-то наподобие этого жанра существует в США и называется «кантри». В Америке поют такие же милые и незамысловатые песенки, в которых идет речь об актуальных для человека проблемах, но в то же самое время воспеваются вечные ценности.

Немецкая певица Андреа Берг

Андреа Берг – еще одна королева немецкого шлягера. На счету поп-дивы более 13 миллионов проданных альбомов.

Еще три или четыре года назад в интеллигентном обществе образованных людей не принято было хорошо говорить о шлягерах. Их слушали преимущественно бабушки и дедушки.

А все потому, что в восьмидесятых годах их существенно потеснила так называемая «немецкая новая волна» (Neue Deutsche Welle) и рок-музыка. Но в наши дни шоу Елены Фишер и Андреи Берг снова в моде – именно эти исполнительницы вдохнули в шлягеры новую жизнь.

Достойная немецкая музыка

Кто-то может сказать, что немцы плодят попсу и некачественный продукт. Но шоу-бизнес генерирует контент, который лучше всего покупают. А третий музыкальный рынок мира неумолимо диктует свои правила. Тот факт, что большая часть потребителей музыки - глупая и просто не умеет видеть в ней красоту, вовсе неудивителен. Ведь таких людей во все времена было больше.

Тем не менее, это не мешало Иоганну Себастьяну Баху с радостным усердием создавать свои прекрасные произведения. Он знал, что люди, готовые слушать его музыку, непременно найдутся. И на данный момент современной немецкой музыке достойного качества также хватает. Важно лишь хорошо прислушаться – и очередная композиция, скажем, Маркуса Шульца или тех же Tokio Hotel наверняка подберут ключик к вашему сердцу.

Читайте также:

Изучение немецкого языка: как полюбить немецкий язык?

Изучение немецкого языка: 5 советов как его ускорить

Немецкая кухня: чем прием пищи немца отличается от нашего

TestDaF: подготовка и сдача

Немецкий язык: 10 фактов, о которых вы не знали

Самостоятельное изучение языка: 9 подводных камней