Кино и немцы: о кинематографе в Германии

Кино и немцы. Всем еще с беззаботного детства хорошо знакома эта фраза, уже даже успевшая стать крылатой. И большинство из нас не один раз задавались вопросом: откуда же взялось это выражение? Что на самом деле означает такое сочетание слов?

Исторически так сложилось, что фильмы о Второй мировой войне, снятые в СССР послевоенного периода, показывали характер, образ мышления и манеру поведения военных немецкой армии в неприглядном, ироничном свете.

Невольно возникал вопрос: если немцы такие неуклюжие и недалекие, тогда почему война шла так долго, и цена победы оказалась так высока? Вот отсюда и пошло это выражение как синоним чего-то невероятного, неожиданного и непредвиденного.

Но тот след, который оставили немцы в истории мирового кинематографа, без преувеличения, можно назвать значимым и уж точно не карикатурным!

Вы смотрели фильм режиссера Владимира Хотиненко «Поп»? В сюжете картины присутствует эпизод, где в русскую деревню въезжает ярко расписанный грузовик, и стайка босоногой детворы мчится вдоль дороги с криками: «Немцы! Немцы! Кино будет!»

Даже в тяжелые военные годы немцы показывали кино, они умудрялись находить время для искусства. Хотя это и не удивительно, ведь история кинематографа в Германии стоит у самых истоков мирового кино.

Первые шаги кинематографа Германии

Еще в конце ХІХ века, пока весь мир жил в предвкушении увлекательнейших историй, рассказанных синематографом братьев Люмьер, кинематограф в Германии делал свои первые, независимые и по-настоящему оригинальные шаги.

В 1895 году во дворце Винтергартен восхищенным зрителям братья Складановские впервые демонстрировали сборник короткометражных кинолент. Воплотить свой замысел в реальность братьям удалось при помощи их собственного изобретения – биоскопа.

Со временем этот аппарат не выдержал конкуренции и уступил пальму первенства открытию Люмьеров. Ведь их синематограф позволял не только выводить ранее отснятое изображение на экран, а еще и обладал возможностями для съемки самого фильма.

Но как бы там ни было, можно с полной уверенностью сказать, что кинематограф в Германии с самого начала отличался самобытностью и неординарностью. Новый вид искусства очень быстро приобрел заслуженное признание и вскоре стал доступным как для высших слоев общества, так и для простых жителей Германии.

На ярмарках повсеместно открывались первые прототипы кинотеатров, в народе получившие название «кинтоппов», где в качестве развлечения любознательные горожане не уставали восхищаться кадрами новых короткометражных картин.

Однако в сфере кинематографа были люди, которые рассматривали ее как отдельную, независимую ветвь искусства, и потому они искали там более глубокий смысл. Уже, начиная с 1910 года, вниманию зрителей были представлены первые полнометражные кинокартины, в основу которых был положен настоящий литературный сюжет.

В 1919 году впервые на экраны кинотеатров выходит киноработа режиссера Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари», а в 1922 увидел свет фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату: Симфония ужаса». Эти картины, снятые в духе экспрессионизма, стали классикой жанра и вошли в сокровищницу мирового кино.

Они оказали значительное влияние на развитие киноискусства, нашли отражение в мрачной эстетике фильмов ужасов и детективных историй, которые в то время пользовались неизменной популярностью.

Знаменитые режиссеры Ингмар Бергман и Жан Кокто признавали, что именно эти картины стали для них источником истинного вдохновения.

Кино и немцы: Фридрих Мурнау

Один из самых первых фильмов Фридриха Мурнау «Носферату: Симфония ужаса» был снят в 1921 году. Это была уже третья экранизация леденящего душу «Дракулы» Брэма Стокера, но единственная из уцелевших.

Вдова автора нашумевшего романа долго не давала разрешения на съемки картины, и потому Мурнау был вынужден изменить имена действующих лиц и внести некоторые правки в сюжетную линию. Именно этот режиссер наделил самого известного из вампиров способностью отражаться в зеркале и сделал чувствительным к дневному свету.

В прокате фильм имел грандиозный успех, в то время как Флоренс Стокер всеми силами добивалась уничтожения ленты. Но популярность киноработы и небывалое количество копий, разошедшихся по всему миру, позволили сохранить это творение для истории.

Новые шаги в развитии кинематографа зрителями были встречены с не меньшим восторгом, чем и его появление. У благодарной публики в среде актеров вскоре появились свои любимчики, а для понравившихся фильмов начали снимать продолжения, превращая их в целые сериалы.

Мир кино продолжал пленять сердца зрителей, а сама киноиндустрия шагала вперед аршинными шагами. К 1925 году только в Берлине успешно снимали свои ленты уже более 230 кинокомпаний, а для проведения более зрелищных съемок строились целые павильоны.

Для многих не секрет, что в первое время после появления кинематографа снималось немое кино, где основное внимание было уделено изобразительным талантам актеров.

И только к концу двадцатых годов минувшего столетия развитие технического прогресса позволило экранным героям обрести голос. Картина «Мелодии мира» стала настоящим первопроходцем эпохи звукового кино.

Сейчас трудно найти человека, которому было бы неизвестно имя талантливейшей голливудской актрисы Марлен Дитрих. И далеко не все знают, что именно в Германии когда-то, еще в далеком 1930 году, Джозеф фон Штернберг открыл ее яркий талант и подарил его кинематографу.

Их совместной работой стала картина «Голубой ангел», которая во всем мире имела просто головокружительный успех. А журналисты одной из немецких газет даже назвали эту киноработу «первым настоящим произведением искусства в звуковом кино».

Кино и немцы: Марлен Дитрих

В день премьерного показа картины «Голубой ангел», которая состоялась 1 апреля 1930 года, Марлен Дитрих покинула родную Германию и уехала в Америку. Но именно она долгое время была одной из самых любимых актрис Адольфа Гитлера.

В 1936 году Геббельс настоятельно порекомендовал ей вернуться на родину и предложил за каждую роль небывалый по тем временам гонорар в 200 тыс. рейхсмарок.

Но Дитрих решительно отвергла приглашение к сотрудничеству с нацистами, чем вызвала неподдельный гнев Гитлера. С того момента показы фильмов с ее участием на территории фашистской Германии были запрещены. А сама же актриса в 1937 году приняла американское гражданство.

Национал-социализм. Новая страница в истории кинематографа Германии

В начале тридцатых годов на политическую арену Германии выходят национал-социалисты, и это коренным образом сказывается на развитии кинематографа, а также на тематике его фильмов.

Большинство известных кинотворцов были вынуждены эмигрировать из страны. Надо отдать должное реальности, что далеко не всем немецким мигрантам удалось продолжить свою карьеру на чужбине.

Однако те, кто пошел за своим призванием даже вдали от родины, внесли судьбоносный вклад в расцвет Голливуда и навсегда вписали свои имена на страницы истории великого кинематографа.

Например, Билли Уайлдер, который еще в Германии дебютировал как сценарист и талантливый режиссер, получил негласный титул короля голливудской комедии. А его фильм «В джазе только девушки» получил широкое признание и стал настоящей классикой мирового кино.

Те же кинематографисты, кто принял решение остаться на родной земле, снимали киноленты преимущественно развлекательного и пропагандистского характера. Что именно было тематикой такой пропаганды уточнять, наверное, не стоит… Да-да, вы не ошиблись.

В Германии тех лет имели право на существование только националистские настрои, восхвалявшие главенство фюрера и избранность нации. Дошло даже до того, что фильмы иностранного производства были просто-напросто запрещены к показу, а сам кинематограф полностью перешел в ведение государства.

Кино и немцы: национал-социализм

Достоянием истории стал необычайно интересный факт, проливающий свет на совершенно неожиданную сторону натуры одного из самых жестоких диктаторов в истории человечества.

В последние годы жизни Гитлер стал убежденным вегетарианцем. Он не мог спокойно смотреть фильмы, в которых показывали сцены жестокого обращения с животными.

И поэтому он нашел по-детски оригинальный способ оградить себя от негативных эмоций: Гитлер закрывал глаза. И только после сообщения о том, что эти кадры уже закончились, он снова открывал глаза и продолжал смотреть фильм.

Следует отметить, что мощнейшая поддержка киноиндустрии правительством страны смогла внести в историю развития кино и положительные моменты. Ведь государство выделяло значительные суммы на усовершенствование этого направления в искусстве, что позволяло всей отрасли значительно улучшать технические возможности и стремительно развиваться.

В этот период были сняты картины, показавшие высочайший уровень техники черно-белой киносъемки, а также положен стремительный старт производству первых цветных киноработ, что, несомненно, внесло весомый вклад в историю мирового кинематографа.

Даже в годы Второй мировой войны Германия уделяла вопросам киноискусства огромное внимание. Историки отмечали небывалый рост кассовых сборов, просто феноменальных по своим объемам! Как ни удивительно это звучит, но в самый разгар боевых действий, в переломный момент хода войны обороты киноиндустрии страны составляли миллиарды рейхсмарок.

Вторая половина ХХ века. Очередной виток в истории немецкого кино

Окончание Второй мировой войны не принесло в кинематограф ожидаемого улучшения. Военные события разделили Германию на две части, и точно такая же участь постигла кино, отделив две ветви некогда великого единого целого: восточногерманское и западногерманское направления.

Характеры фильмов, которые снимались в тот период каждой из школ, разительно отличались друг от друга. В тот момент когда в ФРГ, с грустью вспоминавшей об утраченном строе, пользовалось популярностью документальное кино, освещавшее тему восстановления разрушенной страны, ГДР купалась в идеях социализма. Этой идеологии была присуща антифашистская пропаганда и призывы к построению новой жизни.

Киностудия «Дефа», которая полностью финансировалась из государственного бюджета, была монополистом в киноиндустрии страны. В ее павильонах ежегодно снимали десятки фильмов самых разных жанров, но все они были подчинены идеям и целям правящей партии, пропагандировавшим социалистический реализм.

Немецкие кинематографисты предпринимали настойчивые попытки отойти от партийных учений и это наложило свой отпечаток на характер кинематографа ГДР того времени.

Фильмам этого периода свойственно сложное сочетание выдающегося киномастерства с субъективным взглядом на жизненные ситуации. В 1951 году Вольфганг Штаудте снял свой знаменитый кинофильм по мотивам романа Генриха Манна «Верноподданный», который шел вразрез с требованиями социалистической идеологии, что вызвало необычайный резонанс среди партийной верхушки.

Кино и немцы: хлопушка в кино

Просматривая многочисленные фильмы, рассказывающие об истории кино, вы наверняка не раз обращали внимание на человека с хлопушкой. И в тот момент, когда он щелкает ею перед каждым дублем, то невольно возникает вопрос: зачем?

Изначально на нее была возложена роль синхронизатора между звуком и изображением, облегчающего дальнейший процесс монтажа. Момент синхронизирования устанавливался, исходя из звука хлопка и того кадра, где хлопушка полностью закрывалась.

Современные технологии позволяют осуществлять этот процесс с помощью более совершенных способов, но традиция использовать хлопушку все равно осталась. Только теперь ее роль заключается в систематизации отснятого материала, поскольку она выполняет функцию носителя служебной информации.

В конце пятидесятых годов правящей партией был наложен строгий запрет на освещение будничной реальности, а ряд фильмов вообще запрещен к показу. Те же из них, которые оказались только на стадии съемок, были просто-напросто заморожены.

В 1966 году фильм Франка Байера «След камней», который смело подошел к границам дозволенного, вскоре после премьерного показа был снят с проката.

Фильмам с антифашистской направленностью, которые освещали вину немцев в цепочке сложных исторических событий, удавалось отойти от рассказов о современной реальности на необходимое расстояние. Это позволило в 1967 году увидеть свет такому замечательному произведению Конрада Вольфа как «Мне было 19».

А в семидесятых вышли в прокат еще несколько «непричесанных» кинолент, которые оставили свой яркий след в истории немецкого кинематографа. Из таких работ можно отметить фильмы Эгона Гюнтера «Ключ» (1974 г.) и «Легенду о Пауле и Пауле» (1973 г.) Хайнера Карова.

В 1980 году экраны кинотеатров увидела киноработа одного из самых крупных режиссеров «Дефа» Конрада Вольфа «Соло Санни». Лента без каких-либо прикрас рассказала о реалиях жизни в восточной части Германии.

Этот фильм положил начало серии критических работ, что повлекло за собой принятие решительных мер со стороны правящей партии. Это влияние крайне негативно сказалось на работе всей студии и практически привело ее к бездействию. А объединение Германии в 1990 году вообще положило конец производству какой-либо кинопродукции на госпредприятии «Дефа».

После продолжительного перерыва кинематографисты снова обращаются к опыту, приобретенному и эффективно использованному в период еще немого кино. В очередной раз на первый план выходит использование выразительных средств, а основной акцент переносится на изображение, эстетику экранного пространства.

Драматургия многих картин стремится к внешней простоте, притчевым сюжетам, переполненным иносказательными подтекстами.

Ценности немого кино, давно ставшие достоянием исторических книг, получают вторую жизнь, но уже в несколько ином их проявлении. Фильмы, снятые накануне компьютерной эры, представляют собой некий микс бесценного опыта Великого Немого с впечатляющими инновациями в технике и в самих технологиях творческого процесса.

ХХІ век. Какие строки в историю немецкого кино впишут наши современники?

Приход нового тысячелетия не принес существенных изменений в список имен известных режиссеров Германии. Великие творцы Вим Вендерс, Фолькер Шлендорф, чьи работы ярко заявили о себе еще в послевоенную волну немецкого кино, продолжают творить и с наступлением нового века. Но все же, самые известные их киноработы уже стали достоянием истории.

Тем не менее, в работах мастеров начала века ярко просматривается тематика кинематографа нового времени, освещающая судьбоносные события ХХ века и их переосмысление. Снова кадры кинолент возвращаются к событиям Второй мировой войны и прослеживают весь путь, который преодолела страна от истоков нацизма до момента падения Берлинской стены.

Многие критики в один голос утверждали, что киноиндустрия Германии в то время переживала небывалый подъем. Его масштабы они сравнивали только с периодом 20-ых годов минувшего века, когда к новой ветви искусства было приковано пристальное внимание всего мира, благодаря стремительному прогрессу и новым ярким открытиям.

Сегодня кинематограф Германии может, без лишней скромности, похвастаться огромным количеством фильмов, получивших мировое признание. Качество и содержание картин, выпускаемых киностудиями страны, составляет достойную конкуренцию самым успешным творениям Голливуда, а сама Германия, по праву, занимает одно из авторитетных мест в киноискусстве.

Здесь нельзя обойти вниманием известнейший Берлинский кинофестиваль, где ежегодно вниманию зрителей и перу критиков предоставляются лучшие работы творцов со всего мира. На фестивале представлено к показу немало фильмов и немецкой школы кинематографа, которые традиционно остаются интересными для своих почитателей.

Сегодня известные работы немецких режиссеров Роланда Эммериха, Матиаса Швайгхефера, Дайан Крюгер и многих других достойно представляют Германию на экранах мирового кинематографа.

Вся история немецкого кино в стенах одного музея

Поклонникам немецкого кино, которые интересуются его историей, этапами развития и сложностями, поджидавшими кинематографистов Германии в разные периоды истории, музей кино в Берлине готов поведать много познавательного и увлекательного.

История создания музея своими корнями уходит еще в далекий 1963 год. Идеей послужило желание режиссеров того времени привлечь внимание туристов к современным технологиям, способствовавшим производству новых увлекательных фильмов.

Несмотря на интерес современников к самому кино, музей долгое время был обделен вниманием посетителей. Положение коренным образом изменилось только после его переезда в центр немецкой столицы с богатой инфраструктурой, привлекающей потоки любопытных туристов.

Музей, выполненный в современном стиле и обладающий поистине ценными экспонатами, стал необычайно интересен для посетителей со всего мира. Это позволило ему в 2006 году получить статус Национального кинематографического архива.

Сейчас среди его раритетов насчитываются десятки тысяч уникальных фильмов, ценных не только для истории кино Германии, а и для мирового кинематографа.

Кино и немцы: кинокамера

В эпоху немого кино не было единого стандарта, регулирующего скорость съемки и воспроизведения отснятого материала. Поэтому фильмы снимались на камеру со скоростью в диапазоне от 12 до 26 кадров в секунду.

Именно с появлением звукового кинематографа специалисты установили правило, согласно которому эта скорость неизменно соответствовала 24 кадрам. Теперь становится понятной причина, из-за которой большинство произведений немого кино на современном оборудовании прокручиваются в ускоренном темпе.

Одним из самых необычных экспонатов музея является коллекция билетов на киносеансы самых разных лет. Здесь также собраны уникальные образцы рекламной продукции, продвигавшей киноиндустрию в различные периоды времени. Их количество настолько велико, а многообразие так многогранно, что позволяет попутно изучать эволюцию рекламного дела в стране.

Экспозиция музея насчитывает 13 залов, где в хронологическом порядке представлена самобытная история кино. А истории Марлен Дитрих здесь отведена отдельная выставка, подчеркивающая значимость вклада актрисы в сокровищницу мирового кино.

Здесь же представлены богатая коллекция техники, которая в разные годы приходила на помощь кинематографистам и способствовала созданию шедевров мировой киноклассики.

Вниманию любознательных посетителей представлены экспонаты, начиная с тех, что снимали самые первые черно-белые немые фильмы и заканчивая современными цифровыми кинокамерами с множеством спецэффектов.

Совместная работа архитекторов и дизайнеров не оставляет равнодушным никого из своих гостей, которые неизменно попадают под влияние удивительного сочетания необычных материалов, игры света и дополнительных спецэффектов.

В этих стенах настоящий ценитель мирового киноискусства найдет для себя много интересного и познавательного.

История искусства кино Германии неоднозначна и многогранна. О ней можно говорить еще бесконечно долго. А еще лучше побывать в этой самобытной стране, посетить ее музеи и окунуться в увлекательнейшую атмосферу одного из самых титулованных кинематографов мира.

Можно побродить по улочкам старинных городов, которые помнят съемки фильмов, вошедших в сокровищницу мирового кино. Или посидеть в старом кафе с чашечкой ароматного чая и почувствовать себя героем сюжета одной из романтичных кинолент… В любом случае вас ждет вереница увлекательных открытий!

Читайте также:

Страна возможностей: Германия для молодежи

Информация о Германии

Путешествие в Германию

Природа Германии

«Made in Germany» – немецкие продукты и товары

Социальный год в Германии